ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Федеральный закон №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", принятый 13 июля 2015 года, вступит в законную силу с 01 января 2017 года.
Акт предполагает множество изменений в процессе регистрации недвижимого имущества юридических лиц и граждан Российской Федерации.
Создаётся Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединит данные, содержащиеся в ЕГРП и кадастре недвижимости (ГКН). Это позволит совместить процессы регистрации прав и кадастрового учёта.
Со следующего года, регистрация права будет осуществляться в течении 7 дней, со дня подачи заявления, постановка на учёт - не более 5 дней, а если, заявление подано и на регистрацию, и на постановку на учёт - органы должны справиться за 10 дней. Также, можно будет быстрее получить выписку об объектах недвижимости. В 2017 году, она будет выдаваться в течении трёх дней. Сегодня это занимает 5 рабочих дней.
С 1 января 2017 года, документы будут принимать в любом подразделении Росреестра. Теперь, если гражданин приобрёл недвижимость в другом городе, ему не придётся выезжать по месту расположения объекта. Для регистрации права, достаточно будет отдать документы в ближайшее отделение по месту нахождения. Многофункциональные центры (МФЦ) - подспорье в процедуре оформления перехода права собственности.
Базы данных ЕГРН будут храниться в электронном виде, а резервные копии обеспечат сохранность и защиту данных прав на объекты недвижимости. Также, новый реестр будет служить архивом для всех сведений, касающихся объектов недвижимого имущества. По новому закону, данные из него нельзя удалить или изъять.
Согласно текущим действующим правилам, юридические лица в обязательном порядке при регистрации права, предоставляют учредительные документы. Новый закон освобождает организации от этих действий. С 1 января 2017 года, сотрудники Росреестра обязаны самостоятельно запрашивать необходимую информацию у ФНС.
В целях повышения эффективности работы служащих органов регистрации, закон предусматривает установление ответственности должностных лиц за последствия ненадлежащего исполнения оформления и регистрации. Наказание следует за ошибки в документации, нарушения сроков и другие проступки, которые могут привести к ущербу заявителей. При этом, убытки понесённые гражданами вследствие ненадлежащих действий органов регистрации, будут полностью покрыты за счёт государственной казны.
Со следующего года, Росреестр в обязательном порядке, должен оповещать владельцев имущества обо всех заявлениях на регистрацию права, касательно их недвижимости. Это ещё один способ уменьшить количество мошеннических махинаций.
По новым правилам, при отправке документов почтой, необходимо заверить у нотариуса весь пакет документов (доверенности, сделки), иначе заявление рассмотрено не будет. На данный момент, достаточно нотариального заверения только для подписи гражданина на заявление.
Действующий закон не предполагает условий, ограничивающих приём документов на регистрацию у граждан. Закон о государственной регистрации же, закрепляет причину, по которой могут отказать в приёме документов. Это невозможность установить и подтвердить личность заявителя.
Согласно новому ФЗ №218-ФЗ, перечень оснований для отказа и приостановки регистрации права, а также постановки на учёт - расширен до 51 пункта. Сегодня, у органов регистрации - 7 поводов для отказа.
Приняты ещё несколько положений, которые повлияли на систему регистрации и постановки на учёт, а также на закон о государственной недвижимости:
- Утверждает перечень лиц, имеющих право подавать заявления на учёт и регистрацию;
- Уточняет условия возвращения документов без рассмотрения (неправильное заполнение бланка заявления);
- Продлевает срок приостановления до 6 месяцев, по заявлению гражданина;
- Предполагает внесение данных в ЕГРН органами межведомственного взаимодействия (ФМС, ФНС, нотариусы, суды) о физических и юридических лицах, без их участия.